Sunday, September 26, 2010

Сергей Бычков. Освобождение от иллюзий

М. : « Тетис Паблишн », 2010. 527 стр. с ил.

Опять погрузиться в 60-е годы, когда оппозиция советчине была общей, еще не произошла специализация на демократическую, церковную, национальные… когда письма Эшлимана и Якунина читались не менее жадно, чем стенограмма процесса Бродского и протесты генерала Григоренко. Новая книга историка Сергея Бычкова посвящена легендарному епископу Ермогену; тогда из разных слухов у меня составилось о нем представление как о герое, не подчинившемся кагебятам, даже прорывавшем время от времени их сложную железную паутину… И наконец, уморенном где-то в монастыре, – наподобие Максима Грека, которого, осужденного церковным начальством средних веков, братия «пытала дымом»…
Книга Бычкова возвращает к реальности советских лет. Епископ Ермоген (Голубев) был приговорен к расстрелу в 1931-м, год просидел смертником и затем отправлен в лагерь на 10 лет, из которого он был спустя 9 лет выпущен в ссылку умирающим. (В книге, кстати, воспроизводится справка об освобождении, подписанная опером Гулага Алксне, – помнится, был жижист Алкнес… родственники?) В 50-е годы он уже в Средней Азии и епископ, и действует самостоятельно, вплоть до строительства соборов в Ашхабаде и Ташкенте… Переведенный в Омск и затем в Калугу, он, в конце концов, уволен в 65-м: кагебята видели в нем лидера борьбы горстки епископов против манипуляции церковью, превращенную в орудие – контроля внутри страны и «борьбы за мир» и шпионажа за ее пределами… Поселенный в Жировицком монастыре (Украина), епископ Ермоген оставался самим собой: «…в монастыре собираются люди, которые под видом богомолья ведут антисоветские разговоры…», – сообщалось в рапорте. О его посетителях записывалось в специальный журнал. «Кольцо вокруг владыки Ермогена стягивалось, и жизненное пространство становилось всё уже», – пишет Бычков. В 1978-м епископ умер.
Историк Бычков рассказывает без драматизма, спокойно, давая документам говорить самим: «Решением Политбюро Поместный Собор был созван лишь год спустя [после смерти патриарха Алексия I] – в конце мая 1971 года ». Интересно узнать, что политбюро созывало и церковные соборы… И не из выпускников ли философского ф-та (кафедра атеизма) кто-то реферировал доклад Куроедова в ЦК, согласованный с гебистом Цвигуном? В нем отклонялась кандидатура Никодима в патриархи: «…он слишком молод… митрополит Никодим, являясь активным, волевым архиереем, может произвести ломку сложившейся внутренней жизни Церкви и способствовать ее активизации». Тогда был назначен Пимен, а Никодим умер от инфаркта на приеме у Папы Римского Иоанна-Павла I… Вот еще отзыв «уполномоченного» о Никодиме: он стремится к пышности богослужения, «чтобы всем этим оглушить верующих и возбудить у них благоговение на грани галлюцинации».
Читая Бычкова, иногда можно заглянуть в «жизнь патриаршего двора» с ее пружинами и ужимками… Таинственна судьба Данилы Остапова (1894-1978), почти полвека бывшего секретарем патриарха Алексия I (интересовавшего меня по личным причинам, поскольку мой дедушка Федор Сергеич служил у него камердинером, когда тот студенчествовал в академии Троице-Сергиевской лавры…) По смерти Алексия Остаповы пали: Данила был арестован, а его сын Алексей скончался из-за операции аппендицита (возможно, все тот же «советский аппендицит», от которого умерли Фрунзе и – в далеком Париже – сын Троцкого…)
«Остапов говорил также, – рапортовал митр. Алексий (будущий патриарх), – что…даже Владимир Родзянко со своими передачами по Би-Би-Си, и тот прислал письмо патриарху с извинениями, что чересчур много наговорил… Придя в Совет, он сказал : « Прежде всего я передаю обещанное – копию письма Родзянко. Мы получили его по почте обычным порядком, на конверте имеется почтовый штемпель. А теперь о Ермогене…»
Книга Бычкова состоит из подробного очерка жизни еп. Гермогена и массы фактического материала, – биографий духовенства, документов и стенограмм. Заодно можно узнать, что в Киргизии есть город Кант и что «широкой борьбы за мир» епископ там не вел... но рукоположил «математика Ивакина-Тревогина во священника»… – Это из рапортов «уполномоченного», который однажды указал «нерв проблемы»: «Советский народ живет, работает… под мудрым руководством к. партии и сов. правительства. Ермоген в своих выступлениях перед богомольцами упорно проповедует мудрость Бога [заглавную букву поставил тут, надо думать, Бычков], поясняя, что все люди рождаются несовершенными и мудрость дается только Богом…он пишет: "Мы молимся, чтобы Господь послал мудрость нашим властям"…» И ведь послал! Но, похоже, не всю…
А уж священники у этого Ермогена… «3. Священник Александр Мельник. …Будучи священником в г. Ростове-на-Дону, принимал у себя на квартире нелегально корреспондента буржуазной французской газеты «Монд». В этом году [1959] служил в кафедральном соборе в г. Ташкенте, где неофициально повстречался и беседовал с футболистами Финляндии… 5. Священник Александр Теркмесс. Стрелочник ж.д. в буржуазной Эстонии…»
Вообще писания кагебят той эпохи не лишены колорита. Да и в рапортах митр. Алексия, будущего патриарха, есть изюминки (1968): «…епископ Феодосий… якобы лет 10 тому назад он обратился к патриарху к предложением подготовить учебник Закона Божия для руководителей партии и правительства, ибо, по его мнению, плохое отношение к церкви проистекает из-за того, что правительство не знает Закона Божия…» А ведь жаль, что не подготовили!
Кое-какие сведения другого рода всплывают в разных биографиях. Священник Николай Трубецкой (1907-1978) свидетельствовал, что митрополит Сергий (Воскресенский) был расстрелян в Латвии партизанами, переодетыми в немецкую форму. «Об этом ему рассказал партизан – участник расстрела, также отбывавший лагерный срок в Инте», где сидел и Трубецкой, приговоренный в 44-м к 10 годам.
Название книги отсылает ко временам Бальзака и Диккенса… Но иллюзии тут другого рода – на либерализацию тоталитаризма…

Labels: ,